Регулировка света автомобильных фар — это техническая процедура, в ходе которой настраивается угол и направление светового пучка. Ее выполняют как при помощи спецоборудования на СТО, так и самостоятельно — регулировочными винтами.
За основу при настройке берется угол падения луча света. У каждой марки и модели он свой и зависит от дорожного просвета, типа, формы и расположения фар. Узнать эти параметры можно, сверившись с мануалом или просто заглянув под капот. Там рядом с пиктограммой горящей фары в процентах обозначен коэффициент преломления света или угла наклона фары. Если указано значение 1,5%, это означает, что световой луч будет смещен вниз на 15 мм на удалении 1 м от фар при нулевом положении корректора. Фактически обозначенный параметр позволяет пересчитывать снижение луча под любые расстояния. Например, при удалении от освещаемого объекта на 10 метров верхняя граница светового пучка должна располагаться ниже его источника на 15 см.
Считается, что если автомобиль используется в основном в городе, регулировать фары нужно каждые 30 тыс. км. Если же поездки происходят чаще по трассам или по бездорожью, периодичность калибровки фар необходимо сократить вдвое. Как правило, проверку и необходимую корректировку проводят в рамках техобслуживания (ТО), однако существует ряд ситуаций, когда эта манипуляция производится внепланово.
Наиболее часто настройки сбиваются, если были заменены фары, оптические линзы или лампы дальнего и ближнего света. Не менее часто оптика начинает светить некорректно, если произошло ДТП, причем достаточно даже не самого сильного удара в бампер. Еще один враг корректных настроек — «болтанка», которая происходит на бездорожье и на разбитом асфальте.
Настройки могут сбиваться также после ремонта подвески, замены резины или колесных дисков (особенно при использовании колес большего или меньшего диаметра) и даже после изменения давления в колесах. Характер освещения меняется также и при значительной загрузке автомобиля. Однако эту проблему можно решить бортовым «корректором», который имеет градацию от 0 до 3, где 0 означает, что автомобиль не загружен, а 3 — загружен под завязку. На более дорогих моделях используется автокорректор фар, автоматически выравнивающий положение оптической оси фар вне зависимости от загрузки транспорта.
При правильной настройке основная часть светового пучка должна находиться на полосе движения. Ближний свет должен создавать широкую освещенную область перед машиной и не слепить встречных водителей.
При этом общий светопоток должен быть немного смещен вправо, что дает возможность освещать правую обочину. Ширина светового пучка должна обеспечить видимость при совершении поворота и во время плохих погодных условий на 20−30 метров и дальность не менее 60 метров. Область освещения должна быть в диаметре от 30 до 60 метров. В свою очередь, дальний свет должен иметь ширину 20−30 метров, дальность — 150 метров и больше, а область освещения — в диаметре от 50 до 150 метров.
Некорректная регулировка фар станет заметной сразу в темное время суток. Вместо того чтобы освещать дорогу, световой пучок будет уходить либо в небо, либо в область прямо перед машиной. Или же фары могу «косить» в сторону обочины или встречной полосы.
Косвенным симптомом станет реакция соседей по потоку в темное время суток. Водители на «встречке» начнут сигнализировать о том, что с вашей светотехникой что-то не так, «моргая» дальним светом, а водители попутных машин подавать характерные знаки, например, сжимая и разжимая кулак — принятое обозначение того, что с вашими фарами что-то не так.
Убедиться, что со светотехникой все в порядке, можно самостоятельно. Для этого автомобиль необходимо поставить в темное время суток на ровной площадке в пяти метрах от ровной стены. Регулятор высоты фар должен находиться в положении 0. Подъезжаем к стене вплотную и наносим на ней горизонтальную линию (например, строительным скотчем), проходящую через центр обеих фар. На 50 мм ниже наносим еще одну горизонтальную линию, отъезжаем назад на 5 метров и включаем ближний свет. Верхние границы светового пучка должны оказаться на границе нижней линии, то есть примерно на 50 мм ниже, чем середина фар.
Если же нужно проверить корректность настроек в дороге, то больше подойдет следующий способ. Остановившись на ровном участке, нужно подойти вплотную к одной из фар и приложить руку к одежде в том месте, откуда исходит световой пучок. Затем следует отойти от фасада машины вперед на пять метров и сопоставить положение границы света и вашей метки на одежде. Если с настройками все в порядке, линия света должна проходить ниже замера на те же 50 мм. То же нужно проделать и со второй фарой. Фару, которая не проверятся, желательно во время экспресс-теста чем-то заслонить. Для более точной настройки нужно учитывать уже упомянутый коэффициент отклонения светового луча относительно дорожного полотна в процентах (обычно это 1−1,5%). 1% отклонения на дистанции 5 метров — это те самые 50 мм, которые мы обозначили.
Настроить оптику можно в том числе и своими руками. Для этого в каждой фаре есть два винта, один из которых регулирует световой поток по вертикали, другой — по горизонтали. Однако если в таких делах мало опыта, лучше доверить это специалистам, ведь точность работы фронтальной светотехники зафиксирована в нормативных документах. От корректности настроек будет зависеть, получит ли автомобиль (при необходимости) диагностическую карту. К тому же если новичок совершит ошибки в калибровках, то подвергнет риску других участников движения, поскольку фары могут светить некорректно.
На станциях техобслуживания проверка фар производится с помощью специального прибора, который называется фотометром или лампотестером. При этом в автосервисе вам могут предложить полировку фар для улучшения видимости и другие сопутствующие работы.
При подготовке автомобиля к регулировке фар убедитесь, что он полностью заправлен, а все шины накачаны до нормы. Также за рулем должен находиться человек, а в багажнике не должно быть груза — таким образом, будет соблюдено требование о снаряженной массе, при которой выполняется отладка. Если машина укомплектована ручным корректором фар, его необходимо установить в положении 0, а стекла фар должны быть чистыми и сухими.
Перед процедурой необходимо ознакомиться с инструкцией, чтобы подобрать соответствующий инструмент — скотч или изоленту, рулетку, мел, отвертку, торцевую головку или гаечный ключ необходимого размера.
Теперь припаркуйте автомобиль на ровном месте максимально близко от ровной стены и сделайте на ней крестами, используя скотч или изоленту, три основные отметки. Две из них должны соответствовать лампам каждой фары, третья — центру симметрии автомобиля.
Через каждую из трех отмеченных на стене точек скотчем или мелом формируем вертикальную линию, а две крайние точки соединяем горизонтальной линией.
Еще одну прямую линию нужно провести чуть ниже горизонтальной прямой (как правило, на 50 мм). Если выявлены отклонения, закрывая фары по очереди, крутим настроечный винт для каждой из фар. Цель — выставить пучок таким образом, чтобы его центр был на вертикальной линии, а верхняя световая граница проходила по нижней горизонтальной линии,
Настройка фар дальнего света проще. Основным ориентиром здесь является нижняя горизонтальная линия и вертикальные линии центра фар. Свет необходимо настроить так, чтобы центр пучка находился на пересечении вертикальной и горизонтальной линий, соответствующих каждой фаре. Точность здесь не так важна, так как дальний свет используется тогда, когда нет встречных машин. Если ближний и дальний свет совмещены в одной лампе, достаточно провести настройку ближнего, а дальний подстроится автоматически.
Противотуманные фары не имеют винтов регулировки, поэтому световой поток изменяется только в вертикальной плоскости. Поэтому на стене просто формируется линия — на 10 см ниже основных фар. Затем автомобиль отгоняется от стены на 7,5 метра. Верхняя граница светового потока должна после этого совпадать с линией. Если это не так, вооружитесь шестигранником и медленно поворачивайте его, одновременно приподнимая или опуская «противотуманки». Ваша цель — добиться, чтобы световое пятно оказалось на правильной высоте.
В некоторых моделях приходится ослаблять болты крепления противотуманных фар к бамперу и поворачивать оптический элемент в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Светодиодная оптика имеет большую силу светового потока, однако в основном ее регулируют так же, как и классический ближний и дальний свет. В светодиодных фарах каждый из элементов отвечает за свой сегмент светового пучка. Поэтому картина на стене будет примерно такой же, как у галогеновых аналогов.
Методика регулировки светового пучка ксеноновых фар почти не отличается от настройки классической светотехники. Тем не менее, необходимо учитывать, что «ксенон» значительно мощнее галогенной оптики и сильнее слепит встречных водителей в случае разбалансировки системы. Поэтому специалисты рекомендуют не экспериментировать с калибровкой самостоятельно, а обратиться в автосервис.
При серьезных отклонениях регулировок от нормы имеет смысл обратиться в сервис. Здесь используют высокоточные приборы — лампотестеры. При этом сначала выравнивается продольная ось такого оборудования относительно центральной оси автомобиля (прибор должен стоять строго перпендикулярно фарам). Затем его выравнивают в горизонтальной плоскости, ориентируясь на пузырек воздуха, по примеру строительного уровня.
На следующем этапе выставляется регулировочный угол на приборе. Значение 0 означает, что фары светят параллельно дороге. Далее выставляют нужный угол, который указан на фаре машины или в документации автомобиля. Прибор позволяет очень точно настроить угол наклона светового луча с точностью до десятых долей градуса. Такую калибровку точно стоит сделать, если планируется получать диагностическую карту для ГИБДД.
К списку статейНужно водительское удостоверение, но нет времени посещать занятия в автошколе?
По эффективности интерактивные занятия равноценны очным, программа онлайн обучения также рекомендована ГИБДД. Главное достоинство — максимальный комфорт для студента: вы получаете доступ к современной образовательной платформе и учитесь как, когда и где вам удобно!
Онлайн | Стандарт | |
---|---|---|
Доступ к занятиям с любого устройства 24 часа в сутки |
||
Постоянно обновляемые учебные материалы |
||
Не нужно тратить деньги и время на дорогу |
||
Цена ниже, чем на очную программу |
Экзамен в ГИБДД? Наши студенты сдают без проблем!
Онлайн-обучение: разумный подход — гарантированный результат! Звоните нам сегодня и заключайте договор!